Функциональная грамотность
Общая информация
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление.
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Документы
Мероприятия
Марафон функциональной грамотности | |
Программа онлайн-марафона | |
Ссылки на трансляции: | |
6 декабря: | |
10:00 Открытие марафона. Встреча в студии Академии с заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Зыряновой. | |
12:00 Дискуссионный клуб со студенческими лидерами общественного мнения педагогических вузов. | |
14:00 Дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность». | |
16:00 Диалог на тему: «ФГОС и PISA: единство требований к образовательным результатам». | |
7 декабря: | |
10:00 Специальный выпуск семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». | |
12:00 Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении». | |
14:00 Вебинар «Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся центров цифрового образования «IT-куб». | |
16:00 Вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности». | |
8 декабря: | |
10:00 Диалог на тему: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности». | |
12:00 Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». | |
14:00 Вебинар «Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра «Точка роста». | |
16:30 Встреча с А. Шляйхером, директором по образованию и навыкам ОЭСР. | |
9 декабря: | |
10:00 Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». | |
12:00 Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». | |
14:00 — Вебинар «Развитие функциональной грамотности обучающихся с использованием ресурсов детского технопарка «Кванториум». | |
16:00 Вебинар «Развитие математической грамотности». | |
10 декабря: | |
10:00 Вебинар «Развитие естественно-научной грамотности». | |
12:00 Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации». | |
14:00 Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. | |
16:00 Подведение итогов. Закрытие марафона. | |